Ретейлеры пришли за российскими погрузчиками

Российские торгово-логистические компании сформировали высокий спрос на отечественные погрузчики, и теперь требуется быстро нарастить их выпуск. Об этом рассказал Agroreport Александр Дмитриев, генеральный директор Чебоксарского завода силовых агрегатов, одного из трех предприятий в стране, которые выпускают такую технику. На фоне ухода западных производителей рынок заполнился китайскими погрузчиками. Но и их очень скоро будут замещать российские.

Коллапс на рынке

С нехваткой вилочных погрузчиков ретейлеры столкнулись в 2022 году, после ухода из России западных производителей. Наш рынок покинули все известные мировые бренды, среди которых Komatsu, TCL, Toyota и другие. Параллельный импорт при этом либо приводил к существенному росту цен, либо его вообще невозможно было реализовать. В результате по вилочным погрузчикам произошел коллапс, говорит Александр Дмитриев.

 

«Впервые в моей практике начиная с февраля позапрошлого года к нам на завод приезжали все, вплоть до представителей торговых сетей, буквально требуя поставить надежную технику, обеспеченную сервисом и запасными частями», — рассказал он.

 

Торговые сети — это не просто магазин у дома, к которому все привыкли, а еще и огромная логистика с перемещением грузов внутри распределительных центров. И погрузчики являются для ретейлеров очень важным звеном в технологической цепочке, поэтому с уходом мировых брендов они столкнулись с большими трудностями, поясняет А. Дмитриев.

К выпуску этого вида техники подключились все российские производители. Правда, в России предприятий, производящих погрузчики, всего три. Это Чебоксарский завод силовых агрегатов, который выпускает и электро-, и дизельные погрузчики, Невьянский машиностроительный завод и Машиностроительный завод имени М. И. Калинина в Екатеринбурге.

Занять значимую долю на рынке сейчас не может ни одно из этих предприятий. Все три завода выпускают до 500 погрузчиков в год, тогда как весь рынок таких машин сейчас оценивается примерно в 30 тыс. штук в год.

 

Рынок заполнили китайские погрузчики

   Образовавшийся вакуум на рынке погрузчиков заполнила техника из Китая. По данным ID-Marketing, в 2023 году ввоз погрузчиков из Китая рос каждый месяц на 15–20%. Общий прирост поставок вилочных погрузчиков из Китая составил 51%. В результате Китай занял долю на российском рынке вилочных погрузчиков в 97,7%. Различные бренды нарастили свои поставки на 50–60%.

   Таким образом, российские потребители этой техники решили сложную задачу, в короткий период обеспечив свои производственные цепочки необходимой техникой. Но к такой ситуации нужно относиться с осторожностью, замечает А. Дмитриев:

   «Да, в моменте они закрывают свою потребность китайской техникой, но тут же начинают испытывать проблемы с сервисом и запасными частями, потому что мало у кого из китайских производителей есть возможность организовать в России качественную дистрибуцию запасных частей и сервис».

   В связи с этим есть определенные сложности с ввозом запасных частей, ряда компонентов.

Собственно, некоторые системные игроки рынка предвидели это и делали ставку на российское производство. Они понимали, что в долгосрочной перспективе заместить западную технику «дешевым Китаем» не получится, считает А. Дмитриев. Так что у отечественных производителей, в общем-то, хорошие перспективы. Сейчас острая фаза дефицита пройдена, рынок заполнился китайской техникой, но и ее очень скоро все равно придется замещать российской. Поэтому отечественным предприятиям стоит задуматься о расширении производства.

Придется наращивать отечественное производство

Наращивать отечественное производство погрузчиков крайне необходимо. Сейчас ситуация стабильная. Если взять первый квартал этого года, то в целом производство вилочных погрузчиков и компонентов находится на уровне прошлого года. Однако объем спроса стабильно высокий, а мощности загружены полностью. Это значит, что для увеличения производства нужны дополнительные мощности.

   С прошлого года на Чебоксарском заводе силовых агрегатов уже приступили к реализации нового проекта. Планируется строительство нового цеха под расширение производства вилочных погрузчиков, которое начнется в ближайшее время. Это будет производственный корпус площадью 8 тыс. кв. м, на которой разместится более 70 единиц различного технологического оборудования, поясняет А. Дмитриев. Сейчас завод за собственные средства приобретает обрабатывающие центры, фрезерные, токарные станки.

Одновременно с этим одобрено льготное финансирование строительства нового корпуса. Это та самая промышленная ипотека под 5% годовых. Другой льготный кредит позволяет приобрести оборудование в этот производственный корпус. В результате к концу 2024 года новый корпус должен быть введен в эксплуатацию, что приведет к существенному увеличению объема выпускаемых вилочных погрузчиков. Вложения составляют 600 млн рублей.

Модернизацией занимаются и на других заводах. Здесь есть три ключевых вопроса, как и для любого российского производителя.

Во-первых, необходимо производительное, а потому дорогостоящее технологическое оборудование. Поэтому, чтобы проекты были окупаемыми, в обозримой перспективе без мер государственной поддержки не обойтись. Это различные виды субсидирования на региональном и федеральном уровнях. Есть возможность привлекать их для организации производства.

Во-вторых, кадровый вопрос. Нужен квалифицированный персонал. Это проблема всей экономики. Для ее решения можно идти по пути автоматизации производства и повышения производительности труда. Но это означает, что и приобретаемое оборудование не должно быть узконаправленным. «Можно взять три дешевых фрезерных или токарных станка. И производительность будет низкая, и для них нужно больше людей. А можно взять один универсальный обрабатывающий центр подороже, который осуществляет различные наборы операций за более короткое время», — приводит пример А. Дмитриев.

В-третьих, нужна целенаправленная и справедливая господдержка. Эффективность отечественного производства будет зависеть и от конкуренции с импортом. Можно применять утильсбор. Этот механизм работает по разным сегментам техники, есть яркие примеры, когда он защищает рынок, говорит А. Дмитриев. Скажем, в сегменте дорожно-строительной техники с введением повышенного утильсбора начала существенно расти доля рынка отечественных производителей. Но в ситуации с вилочными погрузчиками этот механизм не действует — точнее, его недостаточно, чтобы конкурировать с азиатскими брендами. Дело в том, что утильсбор составляет около 10% от стоимости техники, а это практически ничего не значит.

   В то же время, если сейчас ввести повышенный утильсбор, это приведет лишь к подорожанию техники в стране, а потребность в ней закрыта не будет. Так что до введения мер по защите рынка нужно обеспечить собственные мощности для производства таких машин. Поэтому на заводе в Чебоксарах и реализуется проект по масштабированию производства.

«Как только мы будем готовы расширить выпуск вилочных погрузчиков, мы сможем производить от тысячи погрузчиков и больше в год и еще раз выйдем с предложением существенного увеличить утильсбор, хотя бы в два-три раза. Это позволит нам обеспечить достаточный спрос, переключить его с „китайцев“ на отечественную технику», — поясняет А. Дмитриев.

   Есть также механизм специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Сейчас производители как бы разделилась на два лагеря. Кто-то уже сегодня создает собственные узлы, тратит на это время и деньги, но выпускает полностью отечественный технологический продукт. Кто-то обещает это сделать в будущем, реализуя СПИК, и уже сегодня пользуется всеми преимуществами российского происхождения. Безусловно, СПИКи нужны, это позволяет быстро привлечь необходимые технологии. Но нужно контролировать эти планы по локализации. «Я бы здесь предложил, может быть, применять некий дифференцированный подход к начислению утилизационного сбора в зависимости от степени локализации», — отмечает А. Дмитриев.


Фото с сайта 
https://chzsa.ru/