Демонтаж и монтаж шин, часть I

Представляем вам первую статью из короткой серии о том, как безопасно производить демонтаж/монтаж шин на сельскохозяйственной технике.

Повозимся с резиной?
Представляем вам первую статью из короткой серии о том, как безопасно производить демонтаж/монтаж шин на сельскохозяйственной технике.
Профессионал вы или нет - неважно: любой, кто меняет шины, заинтересован в том, чтобы сделать работу быстро и хорошо. Очевидно, что при этом необходимо избежать повреждений дорогостоящей резины и потратить как можно меньше сил на столь трудоемкий процесс. Но самое главное — получить удовлетворение от того, что все сделал сам. Существуют весомые аргументы в пользу мнения, что по вопросам демонтажа/монтажа шин надо обращаться к профессионалам, и конечно, многие хозяйства так и делают. Однако бывают время, место и причины, когда такой возможности нет, поэтому мы опишем процедуры и методы, которые сводят к минимуму трудности и максимально увеличивают безопасность этого процесса. Давайте целенаправленно повторим общеизвестные советы как минимум для закрепления техники безопасности, ведь если во время работы потерять контроль над шиной или ободом, то последствия могут быть травмоопасными или даже смертельными и для монтажника, и для тех, кто находится рядом. Чтобы этого избежать, обозначим некоторые общие важные моменты.
  • Ободья могут быть различных типов. Сейчас в сельскохозяйственной технике используются преимущественно цельные ободья с монтажным ручьем. На более старой технике могут быть разъемные ободья (рис. 1), части которых скрепляются удерживающим кольцом или группой болтов. Если при демонтаже или накачивании шины не соблюдать определенные процедуры, может произойти ее взрыв. Доверьте работу с этим типом обода квалифицированному специалисту.
  • Купите необходимый инструмент (рис. 2). Важное значение имеет качество монтажных лопаток, прямых и изогнутых. Приобретите механический или гидравлический разбортовочный станок.
  • Перед началом работы установите машину на площадку с твердым покрытием, даже если это потребует значительных усилий. Поддомкрачивание на неровной площадке или мягком грунте — неблагодарное дело: умножается вероятность получения травм от машины, домкрата или осевых подпорок, которые во время работы могут «поехать». Если нужно работать в поле, создайте надежную зону для поддомкрачивания из шпал, лагов или чего‑то подобного.
  • Борта покрышки — наиболее уязвимые части шины во время ее установки и демонтажа. Обрезиненные стальные бортовые кольца шины, которыми она надета на обод, передают крутящий момент от двигателя на шину. В бескамерных шинах герметичность достигается при помощи специальной конструкции борта с уплотняющим резиновым слоем, плотно прижатым к закраинам обода колеса внутренним давлением воздуха. Поэтому, прежде чем начинать демонтаж, убедитесь, что воздух из шины стравлен полностью, иначе все может закончиться печально.
  • Посмотрите на обод, чтобы определить, где находится монтажный ручей (ручьи) (рис. 3). Для демонтажа шины ручей должен быть расположен с внешней, то есть дальней от центра машины, стороны обода. Зачем? Потому что когда вы используете рычаги для подъема борта через закраину обода, участок этого же борта с противоположной стороны должен сидеть в монтажном ручье. Если с внешней стороны обода ручья нет, не будет нужного провисания шины, которое позволит двигать ее вверх и через закраину обода. Поэтому если обод имеет только один монтажный ручей и тот находится на внутренней стороне обода, шину демонтировать не получится. Единственное верное в данном случае решение —снять колесо и временно заменить его, если это возможно
  • Домкрат служит только для подъема машины, но не для поддержки. Используйте домкрат с запасом грузоподъемности. Если вам потребуется подставка для подъема на достаточную высоту, лучше выбрать бетонный блок с плоскими параллельными сторонами. Предусмотрите наклон машины при поддомкрачивании и с учетом этого выберите место установки домкрата. После того как машина будет поднята на нужную высоту, опустите ее на безопасную мощную осевую подпорку (рис. 7). Во время демонтажа/ремонта шины сведите число регулировок высоты домкратом
  • Оставьте колесо на машине, если это возможно. Производить демонтаж, установку и накачивание шины гораздо безопаснее и проще, когда колесо надежно закреплено болтами. Если вы вынуждены работать со свободным ободом, начинайте с боковин спущенной шины, но обязательно снова прикрепите обод к машине, прежде чем пытаться заправить борта покрышки.
  • Найдите помощника. Большие шины при снятии их с обода становятся потенциально опасными. Вторая пара рук сводит вероятность получения травм при перемещении больших шин к минимуму и делает их демонтаж/монтаж проще. Если вы вынуждены работать в одиночку, держите под рукой мобильный телефон —на всякий случай.
  • При надувании шины визуализируйте зону максимальной опасности —на случай взрыва шины. Обычно взрывается боковая стенка, поэтому надо стоять подальше от нее и лицом к протектору шины. Рекомендуется использовать 3‑метровый шланг между насосом и ниппелем. При накачивании шины не держите насос вблизи ниппеля.
А теперь несколько ключевых шагов по демонтажу бескамерных шин, продемонстрированных Мервином Горманом на шине 520/85 R42 Firestone, установленной на тракторе John Deere 7530 Premium. В следующий раз мы уделим внимание ее переустановке.
Инструменты и «предполетные» проверки
Разъемный обод имеет наружный фланец (справа), удерживаемый стопорным кольцом (слева). Предоставьте работу с этими типами ободьев квалифицированному монтажнику шин. Если шина не спущена или собрана и накачана должным образом, при неграмотном обращении все может взрывообразно разделиться
B основной комплект монтера Мервина Гормана входят: масляно‑воздушный разбортовочный станок (A), два коротких ложечных рычага с изогнутыми наконечниками для освобождения пространства для разбортовщика (B), два длинных рычага с изогнутыми плоскими наконечниками и приваренными упорами (C), два более коротких рычага с загнутыми назад наконечниками (D), «третья рука» (E) и смазка для бортов (F)
Перед тем как начинать, проверьте, где находятся монтажные ручьи. Этот обод Deere имеет кромку (A), широкую трапециевидную посадочную полку (B), а также два монтажных ручья (С и D) дальше от кромки обода. Эта комбинация повторяется с другой стороны обода. Некоторые диски имеют только один монтажный ручей, который может быть смещен от центра диска. Здесь ручьи находятся на той стороне обода, где нужно работать, что дает пространство для перемещения шины во время демонтажа. Хорошее начало
Безопасная работа начинается с оповещения о ремонте других. Элементарная вывеска или просто записка на сиденье сделают свое дело. Спрячьте в карман ключ от машины
Клинья с обеих сторон свободного колеса, в этом случае переднего, предотвратят скатывание машины
Ровная твердая поверхность, бетонный блок с плоскими гранями и 20-тонный домкрат, установленный под мощную плоскую отливку, сделают подъем безопасным
Мощная осевая подпорка под тягово-сцепным устройством примет на себя вес трактора после отвода домкрата. Стремитесь оставлять между шиной и землей приблизительно 25‑миллиметровый зазор
Наружная боковина
Спустите шину, вынув золотник
Посмотрите, встроил ли производитель шин монтировочную метку для разборки колеса; у этой шины такая метка есть. Она должна быть на достаточном расстоянии от ниппеля, об этом надо помнить при переустановке
Начинайте демонтаж на монтировочной метке. В случае необходимости создайте больше пространства для разбортовочного станка, работая короткими ложечными рычагами с обеих сторон от метки. Сориентируйте рычаги так, чтобы их выпуклая поверхность соприкасалась с шиной. В этом случае вероятность повреждения борта шины наконечником рычага уменьшится
Прикрепите разбортовочный станок к ободу и начинайте отжимать боковину шины. С гидравлическим станком сделать это будет проще и быстрее, чем с механическим, но обеспечьте его устойчивость: вам нужно, несильно нажимая, вдавить борта шины до упора в монтажный ручей. При необходимости возьмите несколько небольших лопаток; немного сдвиньте боковину, затем чуть переместите станок вокруг обода, нажмите еще раз и повторите. Боковина легко перемещается
Работая таким образом по ободу, сдвиньте борт в монтажный ручей по всей окружности колеса
Теперь весь борт находится в монтажном ручье. Прежде чем выпускать борт наружу, щедро смажьте края шины и обода
При необходимости (если при постановке трактора на осевую подпорку получился маленький зазор между ободом и нижней внутренней поверхностью шины) повторно скорректируйте высоту подъема. Это очень важно: шина должна иметь возможность свободно перемещаться в самую глубокую часть монтажного ручья, иначе будет очень трудно вытащить борт за край обода
Работая в верхней части шины, пропихните длинный рычаг выгнутым концом между ободом и боковиной шины таким образом, чтобы его упор работал как точка поворота (стрелка), а изгиб был бы обращен вверх. Для облегчения работы используйте второй изогнутый рычаг (слева)
Сохраняя нижнюю часть шины в монтажном ручье, используйте длинный рычаг для поднятия небольшого участка борта над ободом. Если вы не можете дожать нижнюю часть шины в ручей из-за недостаточности провисания, для сдвига и фиксации дополнительно используйте разбортовочный станок и деревянный брус
Удерживайте более длинный рычаг книзу (справа) и работайте вторым, извлекая край боковины шины на обод. Держите первый (длинный) рычаг крепко, чтобы растянутая боковина не выбила его из руки и не ударила по подбородку или не разбила стекло кабины. Поскольку работа осуществляется в верхней части шины, ее вес поможет натянуть боковину на обод
Внутренняя боковина
От передней боковины переходим к задней. Пространства здесь всегда мало. Поворачивайте колесо, пока монтажная метка не окажется в удобном месте, а затем аналогично создайте просвет маленькими ложечными рычагами.
Используйте разбортовочный станок, чтобы сдвинуть заднюю боковину от седла…
…а затем сдвигайте шину по ободу наружу. Остановитесь в тот момент, когда задняя боковина кромкой попадет в наружный ручей. Смажьте заднюю боковину и кромку обода
Начинаем снизу, где борт касается обода, работаем изогнутым рычагом
Переместите рычаг таким образом, что- бы его приваренный упор вошел в зацепление с внешней кромкой обода, где он будет удерживать рычаг от выскальзывания. Создайте зазор для второго рычага
Удерживайте первый рычаг своим корпусом (стрелка) или, что еще лучше, попросите кого‑нибудь подержать его. Затем работайте вверх вторым рычагом, выпуская борт за края обода. Опять же, сила тяжести вам поможет
Откатите шину в сторону. Вторая пара рук поможет сделать это более безопасно